Ишиас
Воспаление седалищного нерва. Лечение

Диагноз Ишиас

Ишасом называют воспаление седалищного нерва вследствие компрессии (давления, защемления) или других факторов
Встречается также название пояснично-кресцовый радикулит или невралгия. Наиболее типичный и яркий симптом ишиаса - боль по задней поверхности ноги или в ягодичной области. Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) включила ишиас в список 20 наиболее болезненных заболеваний человека.

Болезнь распространена у людей после 50 лет - из-за возрастных изменений в поясничном отделе позвоночника (остеохондроз, грыжа, протрузия). Но ишиас часто встречается и у молодых людей, в группу риска входят спортсмены и беременные женщины.

Косточки на ногах. Отклонение большого пальца.
Далее читайте
✅ Симптомы ишиаса
✅ Причины болезни
✅ Методы лечения. Как убрать боль.

Лечение ишиаса

Мы используем европейские протоколы лечения. Процедуры позволяют не только снять боль в ногах, но и полностью устранить причину болезни, предотвращая рецидивы.

ишиаса:

Боль >>>
Боль - самый характерный симптом ишиаса. Наиболее часто встречается боль в ягодичной области и по задней поверхности ноги.
Так как седалищный нерв проходит от поясницы до стопы, то боль может иррадиировать практически в любую область ноги и стопы до самых пальцев, обычно по задней поверхности и по подошве стопы. Боль бывает как острой, жгучей, сложно переносимой, так и тупой, ноющей.
При ущемлении нерва мышцами характерно уменьшение или прекращение боли в определенном положении (например, лежа, сидя с широко расставленными ногами и т.д), что используется для диагностики и определения точной области защемления нерва и причины.
Онемение >>>
Расстройство чувствительности в ногах - второй по распространенности симптом ишиаса. Так как седалищный нерв иннервирует кожные покровы ног и стоп, может наблюдаться онемение, ощущение ползающих мурашек,покалывание, жжение. Также может наблюдаться холодность кожных покровов, что является последствием ухудшения работы мышц.
Нарушение функций мышц (нарушение движений) >>>
Седалищный нерв имеет много ответвлений, иннервирующих мышцы ног, отвечающих за двигательные функции, сокращение и расслабление мышц. Поэтому при воспалении седалищного нерва часто наблюдается тяжесть, ватность в ноге, слабость мышц, затруднения при ходьбе, невозможность совершать некоторые движения ногой, стопой, пальцами ног.
При отсутствии лечения со временем объем мышц задней поверхности бедра уменьшается, наблюдается "похудение" одной ноги.

Причины ишиаса

Почему воспаляется седалищный нерв? Правильная диагностика и выявление причины позволит нам не только убрать боль, как симптом, но и устранить саму причину болезни.
Изначально следует разделить все причины на:
✅ причины ортопедического характера - они подробно описаны ниже
✅ причины неортопедического характера, например инфекция. Воспаление инфекционного характера следует заподозрить, если в положении лежа боль не уменьшается и не исчезает.
Косточки на ногах. Отклонение большого пальца.
1. Заболевания позвоночника
Ущемление корешков спинного мозга ( L4-L5, S1-S3) - это самая частая причина ишиаса. Так как седалищный нерв образуется из нервных волокон этих корешков, то любое поражение самих корешков влечет воспаление и иррадиирование боли по ходу прохождения седалищного нерва. Ущемление нервных корешков может быть вызвано грыжей пояснично-крестцового отдела позвоночника, смещением позвонков относительно друг друга (спондилолистез), остеохондрозом, в результате сужения позвоночного канала.
2. Ущемление седалищного нерва мышцами
Если мышца находится в состоянии спазма, она «взбухает», увеличиваясь в объеме, становится более твердой, напряженной. Именно такие мышцы могут давить на седалищный нерв. Седалищный нерв формируется из корешков спинного мозга в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, проходит рядом с мышцами ягодиц, бедра, голени, стопы, имеет суставные ответвления.
Мышечные спазмы могут оказывать раздражение нерва практически на любом его отрезке - от поясницы до стоп. Но чаще всего проблема возникает на верхнем уровне - в поясничной области или в области таза.
3. Синдром грушевидной мышцы
Один из распространенных случаев давления на седалищный нерв со стороны мышц в ягодичной области. Название синдрома происходит от места сдавления нерва: между грушевидной мышцей и крестцово-остистой связкой. Сдавление происходит из-за спазмированности грушевдной мышцы.
Редко бывает, что седалищный нерв проходит не под мышцей, а сквозь нее. В этом случае спазм грушевидной мышцы так же вызывает воспаление и боль.

Спазмы грушевидной мышцы могут появляться из-за чрезмерных нагрузок: ходьба, бег, перегрузка поясничного отдела, а также из-за изменений в походке из-за плоскостопия, травмы.
4. Беременность и другие факторы давления на нерв
Воспаление седалищного нерва чаще всего связанно с его ущемлением, то есть давлением на нерв. Давление может быть оказано со стороны внутренних тканей или даже внешних факторов.
Интересно, например, что существует так называемый "Синдром бумажника" - воспаление седалищного нерва из-за хранения бумажника в заднем кармане брюк.
Нередко развивается ишиас у беременных, который связан с давлением плода на нерв при сидении. Также давление может быть оказано из-за появления опухоли, при травме и т.д. Если боль не проходит в положении лежа, можно заподозрить инфекционную природу болезни.

Ишиас или ишиалгия

Это одно и то же? Как правильно?
✅ Ишиас – обозначает заболевание – воспаление седалищного нерва. Термин «Ишиас» был введен в 1764 году итальянским ученым-анатомом и врачом Доменико Котуньо, который первым описал седалищный нерв и исследовал причины его воспаления.
Сейчас этот термин многие считают устаревшим. Но в международном классификаторе заболеваний термин по-прежнему присутствует, а значит его использование более чем обосновано.

✅ Ишиалгия – обозначает симптом, это собирательный термин для всех болевых симптомов неврологического характера по ходу прохождения седалищного нерва. Это может быть не только ишиас.
Поэтому «ишиас» не равно «ишиалгия» и взаимозаменять эти термины не всегда корректно.
Отличие косточек от подагры

Седалищный нерв

Чтобы лучше понять причины болезни, необходимо разобраться в анатомии. Седалищный нерв - один из самых интересных нервов человека.
✅ Седалищный нерв - является самым длинным и самым толстым нервом всего тела. Это парный орган - он проходит симметрично вдоль обеих ног, имеет множество ответвлений, иннервируя не только мышцы ног и стоп, но и суставы (тазобедренный, коленный, голеностопный, суставы стопы), а также кожу ног и стоп.
Именно поэтому поражение седалищного нерва отзывается не только болью, но и потерей чувствительности, слабостью мышц, ухудшением работы суставов.

✅ Седалищный нерв формируется из нервных отростков спинного мозга (корешков) пояснично-крестцового отдела позвоночника. Именно поэтому из повреждения позвоночника в области поясницы (например, из-за перегрузки, грыжи, смещения позвонков) может развиться ишиас и боль в ногах.
Причины роста косточек на ногах

Лечение ишиаса

Тактика лечения зависит от области и причины ущемления седалищного нерва
Лечение грыжи и протрузии позвоночника
Проводится, если причина - давление грыжи или протрузии на нервные корешки в поясничном отделе. Подробнее о лечении грыжи можно прочитать в разделе "Грыжа позвоночника"
Лечение мышц, устранение спазмов
Проводится, если причина - давление на седалищный нерв со стороны мышц. Применяются физиопроцедуры, быстро устраняющие спазмы и восстанавливающие эластичность мышц.
Восстановление архитектуры тела
Чтобы болезнь не повторилась, необходимо устранить саму причину мышечных спазмов или грыжи. Часто это - нарушения в архитектуре ног и стоп, искривление позвоночника. Мы поможем устранить плоскостопие, завалов ног, перекос таза, сколиотическую осанку.
Операция, удаление косточек на ногах.

Ишиас. В каком случае нужна операция?

Ишиас в подавляющем большинстве случаев лечится консервативно, то есть без операции.
Исключение составляют случаи, когда причиной защемления является грыжа в поясничной области. При этом, показанием к операции являются грыжи от 1 см и более. В большинстве же случаев, при грыжах до 1 см - лечение консервативное и состоит в уменьшении грыжи и восстановлении межпозвоночного диска безоперационным путем.

Процедуры, которые мы используем в лечении ишиаса

Быстро и эффективно устраняет мышечные спазмы даже самых глубоких мышц, не доступных для проработки руками. Очищает мышцы и связки от кальцинатов и участков фиброза, повышая их эластичность.
Аппарат Storz Medical, Швейцария.
2. Миостимуляция
Используется для восстановления равномерного тонуса мышц. Электрические импульсы посылаются даже к самым глубоким мышцам, включая их в работу, устраняя гипотонус, восстанавливая питание и циркуляцию крови.

3. Постизометрическая релаксация
Процедура включает элементы массажа, постизометрическую релаксацию, мануальную коррекцию и теплотерапию. Достигается эффект расслабления спазмированных мышц, коррекции положения таза.
4. Карипаин +
Используется при лечении межпозвоночной гыжи. Процедура состоит в ведении препарата "Карипаин+" методом электрофореза. Уменьшает размер грыжи, способствует ускоренной регенерации и восстановлению хрящевой ткани межпозвоночного диска.
5. Ортопедические стельки
Используются, при диагностированном плоскостопии, завалов голеностопа, колен, перекосе таза. Восстанавливают правильную архитектуру стоп и ног, правильную биомеханику при ходьбе, устраняя причину перенапряжения мышц.
6. Активная кинезитерапия
Используются упражнения для мягкого растяжения мышц и связок, а также восстановления равномерного тонуса всех мышц. В зависимости от показаний упражнения могут быть направлены на область стоп, бедер, таз, поясничную область и т..д.
На диагностике врач путем различных тестов изучает состояние мышц и связок, а также подвижность суставов стопы. Также проводится диагностика на плантоскопе: в каком состояние арки стопы, если завал голеностопа, коленей, крен таза. Направленность и зона воздействия всех процедур, а как следствие и результат, зависят именно от правильной диагностики.
На консультации доктор расскажет вам о причинах заболевания и возможных вариантах лечения, сделает назначение и даст рекомендации.